Понедельник, 29.04.2024, 18:00

Приветствую Вас Гость | RSS

Принят на заседании ВЦИК 27 января 1918 г.
(Из в л е ч е н и е).
Р а з д е л I.
Общее положение.
Ст. 1. Всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики отменяется навсегда.
Ст. 2. Земля без всякого (явного или скрытого) выкупа отныне переходит в пользование всего трудового народа.
Ст. 3. Право пользоваться землей принадлежит лишь тем, кто обрабатывает ее собственным трудом, кроме случаев, особо предусмотренных настоящим законом.
Ст. 4. Право пользоваться землей не может быть ограничено: ни полом, ни вероисповеданием, ни национальностью, ни подданством.
Ст. 5. Распоряжение недрами земли, лесами, водами и живыми силами природы предоставляется, в зависимости от их значения, уездной, губернской, областной и федеральной Советской власти, под контролем последней. Порядок пользования и распоряжения недрами, лесами, водами и живыми силами природы будет определен особым законом.
Ст. 6. Весь частновладельческий живой и мертвый сельскохозяйственный инвентарь переходит без всякого выкупа из нетрудовых хозяйств в распоряжение, в зависимости от их значения, земельных отделов: уездного, губернского, областного и федерального Советов.
Ст. 7. Все постройки, означенные в ст. 6, хозяйственные, а равно имеющиеся при них сельскохозяйственные предприятия, без всякого выкупа переходят, в зависимости от их значения, в распоряжение уездного, гу6ернского, областного и федерального Советов.
Ст. 8. Все неработоспособные лица, которые в силу настоящего закона об отчуждении земель, лесов, инвентаря и прочего, находящегося на сих землях имущества, совершенно лишатся средств к существованию, могут по удостоверению местных судов и земельных отделов Советской власти, впредь до издания общего закона о страховании неработоспособных граждан, пользоваться правом получения пенсий (по смерть или до совершеннолетия) в размере существующей солдатской пенсии.
Ст. 9. Распределением земель сельскохозяйственного значения между трудящимися ведают сельские, волостные, уездные, губернские, областные, главные и федеральный земельные отделы Советов, в зависимости от значения этих земель.
Ст. 10. Запасным земельным фондом в каждой республике ведают земельные отделы главных и федерального Советов.
Ст. 11. В задачи распоряжения землей со стороны земельных отделов местной и центральной Советской власти, помимо справедливого распределения земель сельскохозяйственного значения среди трудового земледельческого населения и наиболее продуктивного использования национальных богатств, входит:
а) Создание условий, благоприятствующих росту производительных сил страны, в смысле увеличения плодородия земли, поднятие сельскохозяйственной техники и, наконец, поднятие уровня сельскохозяйственных знаний в трудовых массах земледельческого населения.
б) Создание запасного фонда земель сельскохозяйственного значения.
в) Развитие сельскохозяйственных промыслов, как то: садоводства, пчеловодства, огородничества, скотоводства, молочного хозяйства и проч.
г) Ускорение перехода от малопроизводительных к более производительным системам полеводства в различных поясах путем равномерного расселения трудящихся землевладельцев.
д) Развитие коллективного хозяйства в земледелии, как более выгодного в смысле экономии труда и продуктов, за счет хозяйств единоличных, в целях перехода к социалистическому хозяйству.
Ст. 12. Распределение земли между трудящимися должно производиться на уравнительно-трудовых началах так, чтобы потребительно-трудовая норма, применяясь в данном районе к исторически сложившейся системе землепользования, не превышала трудоспособности наличных сил каждого отдельного хозяйства и в то же время давала бы возможность безбедного существования семье земледельца.
Ст. 13. Общим и основным источником права на пользование землей сельскохозяйственного значения является личный труд. Кроме того, предоставляется органам Советской власти, для поднятия сельскохозяйственной культуры (устройства сельскохозяйственных образцовых ферм или опытных и показательных полей), занимать из фонда запасных земель (бывших монастырских, казенных, удельных, кабинетских и помещичьих) определенные участки земли и обрабатывать их трудом, оплачиваемым государством. Труд этот подчиняется общим нормам рабочего контроля.
Ст. 14. Все граждане, занятые земледелием, должны быть застрахованы за счет государства на случай смерти, старости, болезни, увечья, делающих их нетрудоспособными.
Ст. 15. Все нетрудоспособные земледельцы и неработоспособные члены их семейств должны быть призреваемы за счет органов Советской власти.
Ст. 16. Каждое трудовое сельское хозяйство должно быть застраховано от пожара, падежа скота, от неурожая, на случай засухи, градобития и других стихийных бедствий путем взаимного советского страхования.
Ст. 17. Излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших участков земли, а также от более выгодного их расположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественные нужды в распоряжение органов Советской власти.
Ст. 18. Торговля сельскохозяйственными машинами и семенами монополизируется органами Советской власти.
Ст. 19. Торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, должна быть государственной монополией.
Р а з д е л II.
Кто имеет право пользоваться землей.
Ст. 20. Отдельными участками поверхности земли для общественных и личных надобностей в пределах Российской Советской Федеративной Республики могут пользоваться:
А) В целях культурно-просветительных:
1. Государство в лице органов Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской) .
2. Общественные организации (под контролем и с разрещения местной Советской власти).
Б) Для занятия сельским хозяйством:
3. Сельскохозяйственные коммуны.
4. Сельскохозяйственные товарищества.
5. Сельские общества.
6. Отдельные семьи и лица.
В) С целью застройки:
7. Органы Советской власти.
8. Общественные организации, отдельные семьи и лица (если застройка не является средством извлечения дохода).
9. Торгово-промышленные и транспортные предприятия (с особого разрешения и под контролем Советской власти).
Г) Для устройства путей сообщения (передвижения):
10. Органы Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской в зависимости от значения путей сообщения).
Р а з д е л III.
Порядок предоставления земли в пользование.
Ст. 21. Земля предоставляется в пользование в первую очередь тем, кто желает работать на ней не для извлечения личных выгод, а для общественной пользы.
Ст. 22. Для занятия земледелием в личных интересах устанавливается следующий порядок землелользования:
В первую очередь - безземельное и малоземельное местное земледельческое население и местные сельскохозяйственные рабочие (батраки) на равных условиях.
Во вторую очередь - пришлое, т.е. прибывшее в данную местность после опубликования Закона о социализации земли, земледельческое население.
В третью очередь - неземледельческое население в порядке регистрации в земельном отделе местной Советской власти.
Примечание. При установлении порядка передачи земли в пользование предпочтение отдается трудовым сельскохозяйственным товариществам перед единоличными хозяйствами.
Ст. 23. Для занятия садоводством, огородничеством, пчеловодством, рыболовством, скотоводством и лесоразведением земля предоставляется в пользование на следующих основаниях:
В первую очередь - земля, не удобная для земледелия, во вторую очередь - удобная для земледелия, но по условиям местности более подходящая для занятия тем или иным сельскохозяйственным промыслом.
Ст. 24. Под постройку земля в сельских местностях отводится по усмотреиию местных Советов и населения.
В городах земля отводится в порядке заявлений в соответствующий местный Совет, поскольку стройка не угрожает нанесением ущерба соседним зданиям и удовлетворяет прочим требованиям строительного устава.
Примечание. Под постройку общественно-полезных зданий земля отводится вне очереди.
Р а з д е л IV.
Установление земледельческой потребительно-трудовой нормы.
Ст. 25. Количество земли, отводимой отдельным хозяйствам для занятия земледелием с целью приобретения средств к существованию, не должно превышать потребительно-трудовой нормы данного пояса, исчисляемой на основаниях, указанных в Инструкции, при сем прилагаемой.
Р а з д е л VI.
Переселение.
Ст. 27. В случае, если запасный фонд свободных земель окажется недостаточным в данном поясе для дополнительного наделения малоземельных, то часть их может быть переселена в другой пояс, где имеется достаточное количество свободных земель.
Ст. 28. Переселению из одного пояса в другой должно предшествовать расселение земледельцев внутри этого пояса.
Р а з д е л VII.
Форма землепользования.
Ст. 35. Российская Федеративная Советская Республика, в целях скорейшего достижения социализма, оказывает всяческое содействие (культурная и материальная помощь) общей обработке земли, давая преимущество трудовому коммунистическому, артельному и кооперативному хозяйствам перед единоличным.
Ст. 36. В целях борьбы с чересполосицей, тормозящей развитие сельского хозяйства, земли как коллективного, так и единоличного пользования должны отводиться по возможности к одному месту.

Заключение.

Важное место в регулировании земельного рынка занимают земельное к гражданское законодательство. Только их совместное применение в рыночных условиях позволит в полной мере соблюсти интересы и собственника земли, и государства.

Как свидетельствует наш собственный российский опыт, а также опыт многих зарубежных стран, главным в вопросах управления земельными ресурсами является разграничение предметов регулирования земельного и гражданского законодательства, разграничения полномочий в сфере регулирования земельных отношений между федерацией и ее субъектами, а так же вопросы регулирования отношений собственности и перераспределения земель между различными субъектами и сферами экономики в условиях рынка земли.